910 / автор: Романов Артем
"Арктический Керамзит на двухслойном льду"
Субботняя разведка показала все ту же проблему с прозрачностью у поверхности воды на Керамзите, при бурении отверстия из него начинала хлестать вода, так как тонны намокшего снега пытаются утопить ледяную плиту. А подъезд к берегу показался возможным лишь на джипе да с лопатой в руках. Сомнительная перспектива. Отправили Артема Погосяна проверить Круглое озеро. Там он доехал только до памятника, двигаться по глубокой колее в лесу не отважился. Так что, несмотря на "керамзитные трудности", отправились мы в воскресенье именно туда.
На берег все проехали достаточно легко, правда потом немного пришлось помудохаться с лопатами, чтобы расчистить место для парковки машин и нормальный подход к багажникам. Набрали в руки вещей и побрели по белоснежной пустыне в сторону "Э2". Пока бредешь с баулами все пытаешься понять, а так ли нужен сейчас этот "Э2". Чем ближе к месту, тем больше воды, ноги вязнут в снегу, идти все тяжелее. Нет, ну точно не нужен этот "Э2"! Разворачиваемся и идем назад, по пути мы прошли странный островок плотного и практически чистого льда, как будто приподнятого над озером. На этом "пупке" сухо и комфортно, где-то рядом "Швабия", там и поставим лагерь. При выпиливании майны удивились явно двухслойному льду. Причем оба пласта были внушительной толщины и легко отделялись друг от друга. Загадка... Черный треугольник готов, идем за снарягой к машине, возвращаемся, а рядом с черным треугольником круглое отверстие примерно полметра в диаметре. Ну конечно, это Игорю что-то не понравилось во льду, и он решил постучать ногами. Оказалось, что тут рыбак сделал как-то лунку, из нее вытекло много воды, которая в итоге замерзла вторым слоем льда. Создав выпуклую линзу, на которой так удачно разместился наш лагерь. Кроме того вскрытие этой спрятанной полости подарило нам много прикольных фотографий (это как бы отсыл к отчету).
Чтобы внести разнообразие в наши подледные спуски и дать возможность попробовать что-то новое, было принято решение нырять по "беломорской технологии": два дайвера на одном спусковом конце. В результате из четырех пар, совершивших такой спуск, один коллектив остался доволен, двое явно не порадовались, еще одна пара воздержалась от комментариев. Такой подход существенно экономит время и позволяет обходиться меньшим количеством страхующих наверху, но требует ясности ума и хорошей подготовки от обоих участников спуска. Ведь ошибка одного сразу становится достоянием другого, чего нет при классической технологии: "один дайвер – одна веревка", где пока ваш напарник определяется со своей плавучестью, летая от дна до поверхности, вы можете спокойно висеть и наблюдать за происходящим со стороны.
Под водой прозрачность была плохой лишь у льда и на глубоких ямах. В диапазоне от 4 до 8 метров видно все было настолько далеко, насколько хватало фонаря. Мы видели спящего сомика, вполне сытого и активного судачка из осеннего зарыбления, стаи мелких окуней и дивные рельефы карьера с отвалами, вертикальными стенками. На "Швабии" можно было проведать деснянских ракушек, а если идти в сторону машин, то натыкаешься на тот самый, пока еще мало исследованный вагончик.
Конечно, стоит отметить и рекордное по времени и количеству спусков ныряние под лед Сергея Назарова. Он обосновался в соседней майне под присмотром своего инструктора Артема Изотко. Нам пришлось вытаскивать его из воды, чтобы сделать групповое фото, после чего он снова помчался к майне.
А дальше говорить будет фотоотчет…