СКАТ лого Подводный клуб «СКАТ» им. Валерия Тюрина

Расписание занятий

Клубные вечера
вт. чт. вс. с 18:00 до 21:45

сегодня

15.10, вт. - 18:00-21:45

КЛУБНЫЙ ДЕНЬ, время тренироваться

сегодня

15.10, вт. - 19:00-22:00

СЕМИНАР "ПРАВИЛЬНАЯ ОТГРУЗКА ВО ФРИДАЙВИНГЕ", с Вячеславом Федуловым

16.10, ср. - 18:00-23:00

Курс OWD, занятие №5 (группа №443)

16.10, ср. - 19:00-23:00

Курс FREEDIVER LV1, занятие №1 (группа №448)

18.10, пт. - 09:00-14:00

Курс OWD, персонально

19.10, сб. - 10:00-14:00

Интродайв с аквалангом, 9 человек

19.10, сб. - 17:00-23:00

Курс OWD, занятие №4 (группа №444)

20.10, вс. - 11:00-16:00

Курс OWD, занятие №2 (группа №447)

20.10, вс. - 15:00-17:30

Курс ADVANCED EANx, вторая теория

21.10, пн. - 17:00-23:00

Курс OWD, занятие №6 (группа №442)

Партнеры клуба

БАТИСКАФ Брянск Магазин подводного снаряжения
и товаров для плавания
ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТАныряем с любовью к голубому дому SMART DIVEобучение и снаряжение SMART DIVE ДОСААФклуб при ДОСААФ России IANTDшкола технического дайвинга IANTD CMASучастник конфедерации CMAS Федерация Фридайвингапредставитель Федерации Фридайвинга России NDLшкола фридайвинга National Dive League ФПСРшкола подводной охоты ФПСР МЧСпартнер Русского Географического Общества МЧСпартнер водолазной службы МЧС России Ортокон Информационно-познавательный
портал об исследовании Мирового океана

10.05.2017 / 27 суток под водой провела первая в стране женщина-водолазb_news

eye
1465 / автор: Инфографика РГ

27 суток под водой провела первая в стране женщина-водолаз 27 суток под водой провела первая в стране женщина-водолаз

Нина Соколова - инженер-полковник Военно-морских сил СССР, водолаз. В 1943 году она участвовала в строительстве бензопровода, проложенного по дну Ладожского озера и ставшего для осажденного Ленинграда «артерией жизни". Нина Соколова родилась в 1912 году в Череповце в многодетной семье. С ранних лет мать брала ее на тяжелую работу как помощницу, поэтому к труду и самостоятельности Нина была приучена с детства. В 1931 году девушка поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, а после его окончания получила направление в ЭПРОН - Экспедицию подводных работ особого назначения, которая занималась подъемом затонувших объектов, спасением иностранных и отечественных судов, строительством портов, прокладкой подводных трубопроводов. Для выдачи свидетельства, разрешающего Соколовой подводные спуски на глубину до 10 метров, начальнику ЭПРОНа, контр-адмиралу Фотию Крылову, понадобилось заручиться личным разрешением Михаила Калинина. В личном деле военнослужащей Крылов дал ей такую характеристику: «Назначена на должность начальника гидротехнического отдела. Молодой энергичный работник, постоянно совершенствует знания и опыт. Тверда и настойчива в достижении своих целей. Прямолинейна и смела. Живо интересуется военно-морским делом. Отлично выдержала испытания по военно-морскому минимуму. Требовательна, пользуется авторитетом у товарищей по службе и у подчиненных". Так Нина стала первой в истории женщиной-водолазом.

Службу Соколова начала в холодном Баренцевом море в 1939-м. К началу Великой Отечественной войны Нина уже была главным инженером 27-го отряда ЭПРОНа. Ее подразделение восстанавливало подводные коммуникации после бомбежек, поднимало затонувшее оружие, продукты, технику. В осажденном городе 27-й отряд ЭПРОНа работал в условиях артиллерийского обстрела и авиационных налетов: водолазы поднимали с затонувших барж мешки зерна, прокладывали подводный телефонный кабель. На Ладоге строились подводные железнодорожные спуски и подъемы: цистерны с бензином, застрявшие у озера, спускали прямо на воду и буксировали на противоположный берег, где снова ставили на рельсы. Весной 1942 года вопрос, как по дну перейти Ладожское озеро, стал в буквальном смысле вопросом жизни и смерти: в блокадном городе горюче-смазочных материалов оставалось на 100 дней. Легендарная женщина-водолаз участвовала в строительстве бензопровода через Ладогу - «артерии жизни» для осажденного Ленинграда. Руководитель Кронштадтского Морского музея Владимир Шатров рассказывает, что начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Зубков называл саму Соколову автором идеи спасительного подводного бензопровода. Сооружение этой магистрали для многих стало главным делом жизни - и для эпроновцев, и для специалистов «Нефтепроводпроекта", предшественника компании «Гипротрубопровод". Задача стояла тяжелейшая: работать нужно было быстро и тайно, а опыта сооружения подобных магистралей не существовало ни в отечественной, ни в зарубежной практике. 25 апреля 1942 года Государственный Комитет Обороны подписал постановление о строительстве трубопровода, назначив срок 50 дней. Главным инженером был назначен опытный проектировщик «Нефтепроводпроекта» Давид Шинберг. Сотрудники отряда Соколовой в реализации проекта сыграли огромную роль: они проводили все подводные работы на дне озера, гидроиспытания, участвовали в укладке труб, обеспечивали необходимый водный транспорт для проведения работ.

Началась укладка первой километровой плети 26 мая. Ладога была неспокойной, дул сильный ветер. Эпроновский катер-буксир подцепил головной понтон с готовой плетью и двинулся к створу трассы. Но во время попытки ее установить волнение на озере усилилось, крепление оборвалось, и плеть исчезла в волнах. С этого дня установили правило не работать в шторм. Работа по укладке продолжилась с 31 мая - подгонка и сварка плетей средней длины 1,4 километра. На дно Ладоги подводники уложили 15 таких плетей. Задание было выполнено за 43 дня - 16 июня 1942 года. Трубопровод протяженностью 29 километров (из них подводная часть - 21 км) и диаметром чуть больше метра проложили на глубинах до тридцати пяти метров. На восточном берегу установили две насосные станции, на западном - резервуарный парк и наливную эстакаду. Производительность бензопровода по разным оценкам составила от 400 до 600 тонн горючего в сутки. За общее время эксплуатации - с июня 1942 по март 1943 года - в осажденный Ленинград через Ладогу поступило около 50 тысяч тонн бензина. После снятия блокады труба была заморожена. Об «артерии жизни» немцы так и не узнали.Войну Нина Соколова закончила в звании инженера-подполковника Военно-Морских сил. Во время работы на Ладоге она была дважды ранена. Ее личный счет под водой - 644 часа, то есть почти 27 суток. Легенда ЭПРОНа награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета". В 34 года Нина Соколова стала инженером-полковником, преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе (ныне - Морской корпус Петра Великого - Санкт-Петербургский военно-морской институт). Единственная женщина-водолаз последней войны ушла из жизни в 2001 году, на 90-м году жизни. Имя Нины Васильевны Соколовой занесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга.

65
like
74
dizlike

© «СКАТ» Брянск, 1998 - 2024 г.

Yandex